Для начала давайте разберёмся, какие слова являются матерными. Согласно Роскомнадзору, матами считаются «нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».
В 2012 году мат был запрещён в СМИ и рекламе. В 2014 году мат запретили в кино и на сцене, а блогеров с количеством подписчиков более 3000 приравняли к СМИ.
Вроде бы всё понятно, материться запрещено законодательно, к чему тогда вопрос о мате в рекламе? А вот к чему.
Пиарщики и прочие любители крепкого словца научились искусно прятать матерные слова. Не только запикивать или заменять специальными значками **. А, например, камуфлировать под схожие по звучанию. С одной стороны, большинству понятно, что тут мат, а с другой – попробуй, докажи!
Например, нашумевшая в 2017 году рекламная кампания «Бургер Кинг» с их «окурительным чикен фри», «чиздец!» чизбургером, слоганами «похоже на большое наедалово» и «смотри не обострись». А также довольно двусмысленными картинками в адрес конкурентов. И хотя ассоциации тут вполне закономерные, привлечь компанию к ответственности не получится: перечисленные выше слова можно назвать неологизмами, используемыми в рекламных целях.
Другой приём использован в рекламной кампании MediaMarkt. Согласно сюжету Сергей Шнуров идёт по торговому залу, разрушая всё на своём пути и высказываясь в свойственном ему резком стиле: «Во даёт MediaMarkt! Супер бренды! О… (пауза) обалденно!» и т.п.
Кто-то называет это «эпатажным маркетингом», кто-то – «чёрным пиаром». А как к таким «пиар-ходам» относитесь вы? Где использование такой рекламы может быть уместно, а где – категорически запрещено? Вас такая реклама цепляет или наоборот отпугивает? Поделитесь своими мыслями в комментариях – нам интересно ваше мнение!
Мария Вистунова, копирайтер KitUp
Фото Michael Mroczek
Комментарии: