Языковой прием, который влюбит читателя в ваш текст

Существует одно суперэффективное оружие в борьбе за читательское внимание: это аналогия. О ней многие знают, редкие пользуются, и уж совсем единицы делают это умело. Сегодня расскажем, как придумывать классные аналогии, не дожидаясь прихода музы.

Что такое аналогия?

Аналогия – языковой прием, когда вместо одного явления или предмета мы описываем другое, но имеющее с первым общие признаки. Делается это, как правило, для того, чтобы слушатель (читатель) глубже и точнее понял вашу мысль.

В качестве примера аналогии можно привести слова Аристотеля: «Старость так относится к жизни, как вечер к дню. Поэтому можно назвать вечер «старостью дня», а старость – «вечером жизни»».

3 причины, почему аналогии работают

  1. Они привлекают внимание. Предметом для аналогии часто становится что-то, что хорошо знакомо читателям/слушателям. На фоне новой информации то, что вы уже знаете – например, образ из повседневной жизни, не останется незамеченным.
  2. Они заставляют нас посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Например, вы можете регулярно постить полезные материалы в своей группе, но если аудитория спит – это все равно что читать стихи на кладбище: реакции (лайков/аплодисментов) вы не дождетесь. Такой взгляд на ставшую привычной ситуацию отрезвляет, согласны?
  3. Они не дадут читателю скучать. Люди любят неожиданные сравнения: они не дают расслабиться или отвлечься и мотивируют включить воображение.

Как создать яркую аналогию?

Чтобы придумать интересную аналогию, необязательно дожидаться вдохновения. Можно сделать всего три шага – и получить крутую аналогию прямо сейчас.

Шаг 1. Выделите существенные черты того, о чем вы пишете.

Например, вы хотите рассказать о том, что соцсети отнимают слишком много времени. Какими словами можно охарактеризовать эту ситуацию?

  • Трата времени.
  • «Просиживание» в интернете.
  • Меньше времени для близких.
  • Качество работы ухудшается.
  • Неудачные попытки изменить ситуацию.
  • Говорите себе «только сообщения проверю, и все», – и сами не замечаете, как пролетел целый час.
  • Чувствуете опустошенность, усталость, и т. д.

Шаг 2. Найдите понятие со схожими характеристиками.

В случае с нашим примером для этого необходимо ответить на вопрос: в каких еще ситуациях люди не могут себя контролировать, не замечают, как проходит время, теряют связь с близкими, чувствуют дискомфорт и т. д.?

На ум сразу же приходит ассоциация с наркотической (алкогольной) зависимостью: человек не контролирует себя; обещает завязать, но срывается; у него портятся отношения с близкими; он зря проживает жизнь.

В идеале вы должны подобрать несколько схожих понятий. Но в нашем случае это, пожалуй, наиболее яркая аналогия.

Шаг 3. Оцените получившуюся аналогию на предмет сходств и различий: нет ли у нее внутреннего противоречия, которое может смутить читателя.

Чтобы отсеять неправильные аналогии, проверьте их по следующим пунктам:

  • 2 понятия имеют больше различий, чем сходств;
  • 2 понятия имеют много общего, но в главном расходятся;
  • предмет аналогии слишком сложен для понимания.

Самое главное – оцените, действительно ли аналогия помогает лучше понять вашу мысль, или ее можно убрать – и ничего не изменится?

В нашем примере аналогия глубже раскрывает суть проблемы. Сравнивая зависимость от соцсетей с наркотической зависимостью, мы указываем на то, что это серьезная проблема, от которой не так-то просто избавиться.

Создавать аналогии может далеко не каждый, но если вам удастся освоить этот инструмент – вы станете настоящим мастером слова.

Мария Вистунова

Фото Masaaki Komori