Все, что создано творческим трудом, охраняется авторскими правами. Правообладателем в таком случае выступает автор, и без его разрешения нельзя никаким образом использовать продукт его творческого труда, будь то: фотография, кадр из фильма, дизайн-проект и т. д. Если мы находим фото в яндексе и выкладываем его в соцсетях без согласия автора, то нарушаем авторские права как минимум двумя способами: незаконным копированием и незаконным распространением.
Что делать в такой ситуации?
Во-первых, договариваться с автором. Многие опасаются отказа, но в любом случае попробовать стоит. Возможно, будет достаточно опубликовать ссылку на автора или заплатить ему некоторое вознаграждение. И в том, и в другом случае важно письменно зафиксировать согласие автора на размещение его произведения в вашем паблике.
Письменно – не значит на бумаге. Достаточно переписки в социальных сетях или через e-mail. Главное, чтобы в переписке были отражены все существенные аспекты вашего договора.
Если имя автора и его контактные данные нигде не указаны, это не дает вам право распоряжаться изображением по своему усмотрению. Рискнуть можно, но не факт, что автор не объявится с претензиями.
Во-вторых, изначально создавать уникальный контент. Договоритесь с фотографом или дизайнером о создании изображений с последующей передачей вам авторских прав. Ваша договоренность так же, как и в предыдущем случае, должна быть зафиксирована письменно.
В-третьих, пользоваться фотографиями с фотостоков – платных или бесплатных. Здесь вы сможете найти подходящие снимки, не ограниченные в использовании авторскими правами.
Еще одна проблема, которая может возникнуть при размещении фото в интернете, это претензии со стороны лица, изображенного на снимке. Нельзя размещать в сети фотографии без разрешения человека, который на ней изображен.
Исключение возможно в трех случаях:
- если вы заплатили модели за съемку и у вас есть подтверждение оплаты (чек, расписка, выписка с банковской карты и т. п.);
- если вы размещаете фото в общественно полезных целях: например, для поимки преступника, розыска пропавшего человека и т. д.;
- если вы сделали фото в общественном месте и при этом нет акцента на одном конкретном человеке (на фото – толпа или группа лиц).
Запрет на размещение фотографий без согласия изображенного на ней лица распространяется и на фото публичных лиц: актеров, певцов, телеведущих, политиков и т. д. Исключение – снимки, сделанные в общественном месте.
Это же касается и использования изображений знаменитостей в мемах. Хотя эта сфера плохо регламентирована и почти никак не контролируется, риск получит штраф за мем со звездой все же есть.
Если вам очень хочется обыграть образ известной персоны в меме или рекламе, воспользуйтесь шаржем или карикатурой – это будет в рамках закона.
Несмотря на то, что риск получить штраф за нарушение авторских прав на изображения относительно небольшой, он все же существует. И чем крупнее и популярнее паблик или другой интернет-ресурс, тем выше этот риск.
Штраф за незаконное использование одного (!) изображения варьируется от 10 000 до 5 млн рублей. Практика показывает, что максимальный штраф не превышает обычно 200 000 – 300 000 рублей, а средняя сумма составляет около 50 000 рублей. Но и это немало, тем более что незаконно могут быть использованы несколько снимков – а значит размер штрафа увеличится в разы.
И еще несколько советов по использованию фото в коммерческих и публичных целях.
Если вы планируете использовать аватарки подписчиков вашей группы – например, в рекламе вашей компании или бренда, – напишите об этом в правилах вашего сообщества. В таком случае вступление в группу автоматически будет расцениваться как согласие на такое использование. Только не прячьте это объявление: пусть оно будет в открытом доступе и на видном месте.
Если вы организуете фотосъемку на каком-либо мероприятии, сообщите в пригласительных и объявлениях о планируемой съемке. Это тоже защитит вас от претензий со стороны участников мероприятия.
Использование изображения в коммерческом сообществе необязательно будет носить коммерческий характер. А вот любое использование изображений предпринимателем будет расцениваться как использование с целью получения выгоды. А это, в свою очередь, увеличит штрафы в случае иска.
Авторские права не ограничиваются объемом используемого авторского продукта: например, использование даже 5 секунд видео, 3 секунд аудио и изображения с небольшим разрешением – все равно будет нарушением авторских прав, если у вас нет авторского согласия.
Если на использовании изображений известных лиц или фото из интернета настаивает заказчик – обязательно пропишите в договоре, что в случае претензий именно заказчик будет оплачивать штрафы. Если вы сами планируете использовать такие изображения – тоже проинформируйте об этом заказчика, опишите возможные риски и укажите, на ком в случае чего будет лежать ответственность.
Чтобы самому защититься от воровства визуального контента, всегда заключайте договор о передаче авторских прав – если вы заказчик контента, и сохраняйте исходники – в хорошем качестве и без водяных знаков.
По материалам Smm.podster.fm
Подготовила Мария Вистунова
Фото Jd Gipson