6 готовых шаблонов для захватывающих историй

Думаете, чтобы написать крутую захватывающую историю, нужно быть Стивеном Кингом? Есть хотите стать автором бестселлеров – без особого таланта, скорее всего, не обойтись.

А вот если ваша цель – красиво и интересно поделиться своей историей с читателями в соцсетях, попробуйте один из этих классических шаблонов сторителлинга: они проверены не только Стивеном Кингом, но и другими великими авторами.

1. Путь героя (мономиф). Наиболее классический вариант истории, который идеально подходит для того, чтобы начать осваивать сторителлинг. Сюжетная линия состоит из 5 частей.

  • Предыстория. Жизнь героя до описываемых событий.
  • Завязка. Момент (событие) в жизни, когда привычный ход вещей нарушается.
  • Развитие. События накапливаются: герой встречается с новыми трудностями, испытаниями, судьбоносными персонажами.
  • Кульминация. Ключевое событие, после которого жизнь героя кардинально меняется.
  • Развязка. Счастливый финал.

Важной частью такой схемы являются детали – существенные подробности, важные для понимания героя, происходящих событий или идеи автора.

Пример: древнегреческие мифы о героях.

2. Гора. Чем-то похожа на предыдущий тип истории, но имеет от него ряд отличий.

Во-первых, конец необязательно будет положительным.

Во-вторых, события, которые происходят с героем, имеют тенденцию к усложнению: именно поэтому схема называется «гора» – герой как будто «восходит» на нее. Сюжет включает 4 части.

  • Завязка. Повествование сразу же начинается с ключевого события, служащего толчком для развития действия.
  • Основное повествование с чередой усложняющихся препятствий. Герои (герой) встречаются все с новыми трудностями, каждое серьезнее предыдущего.
  • Кульминация. Главное событие, которое решает судьбу героев.
  • Завершение. Положительное или негативное разрешение истории.

Пример: сказка о Колобке.

3. Вложенные циклы. Способ сторителлинга, при котором несколько событий описываются в рамках друг друга. Причем одно событие – ключевое, а остальные лишь полнее раскрывают его смысл. Структура такого вида историй обычно выглядит следующим образом.

  • Первый цикл.
  • Второй цикл.
  • Ключевая идея текста.
  • Завершение второго цикла.
  • Завершение первого цикла.

Поскольку этот вид истории довольно сложный, поясню на примере.

Представим, что вы хотите рассказать о том, как изменилась жизнь вашего друга после встречи с одним мудрым человеком. Тогда в первом цикле вы расскажете историю вашего друга, во втором – историю встреченного им мудрого человека. А в центр вынесете важный урок, который преподнес вашему другу этот мудрый человек.

Пример:  «Выстрел» А.С. Пушкина.

4. Старт с середины. Основная особенность этого вида историй – начало рассказа с середины. Т. е. читатель сразу же узнает о том, что произошло какое-то важное событие. Основная цель – заинтересовать читателя, привлечь его внимание. А затем – рассказать о том, что привело к этому событию. Сюжет обычно выглядит так.

  • Кульминация. Происходит ключевое событие истории.
  • Рассказ о том, что предшествовало событию.
  • Развязка.

При этом важно, с одной стороны, не затягивать повествование, а с другой – не раскрывать сразу все карты, а немного потомить читателя ожиданием разгадки.

Пример: детективы Агаты Кристи.

5. Фальстарт. В таких историях особенно важно начало. Оно кажется обычным, а продолжение истории – предсказуемым. Но вдруг все начинает идти по совсем другому сценарию. В этом эффекте неожиданности – ценность историй, написанных по способу «фальстарт». Сюжет состоит из следующих частей.

  • Типичное начало.
  • Неожиданное развитие событий.
  • История, предшествующая событиям.

Далее повествование может строиться по одному из перечисленных выше способов.

Пример: сериал «Игра престолов» (когда главному герою отрубают голову – это неожиданный поворот, согласны?)

6. Рамка. Этот вид сторителлинга представляет собой объединение нескольких маленьких историй в одном большом тексте. Причем каждая история заставляет как-то по-особенному взглянуть на поставленную автором проблему.

Каждая история может строиться по своему собственному канону, но при этом она обязательно является частью одной большой истории.

Пример: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

Выбирайте один из этих шаблонов, применяйте их в своей писательской практике и помните: сторителлинг – не самоцель, а лишь средство для выражения ваших мыслей.

Интересных вам историй!

Подготовила Мария Вистунова